Под влиянием кризиса покупатели жилья в столичных новостройках стали больше экономить на парковочных местах. Этот продукт потерял в спросе более 17%. Лишь в премиум-классе показатели немного выросли. Остальные сегменты столкнулись с оттоком покупательской аудитории. Как следует из релиза, подготовленного экспертами Urban Awards, в семи из десяти «старых» округов статистика по продажам машино-мест ухудшилась по сравнению с первым полугодием 2021-го.
С января по июнь 2022 г. в Москве (без учета ТиНАО) было зарегистрировано 7,9 тыс. ДДУ с участием машино-мест. Это на 17,3% меньше, чем за те же шесть месяцев прошлого года. В комфорт-классе снижение спроса исчисляется 13,3%, в бизнес-классе – 21,7%, в элит-классе – 63,4%. Только в премиальном сегменте наблюдался некоторый подъем – на уровне 4,4%.
Соотношение между продаваемым жильем и местами для хранения автомобилей сильнее всего изменилось в масс-маркете, где установилась пропорция 6,1 к 1. Годом ранее она составляла 5,3 к 1. В бизнес-классе и премиум-классе показатели синхронно снизились: с 2,6 к 1 до 2,2-2,3 к 1. Для элит-класса по-прежнему характерно преобладание реализованных машино-мест над жилыми лотами, хотя пропорция сдвинулась в пользу вторых (1 к 1,4 вместо 1 к 1,6).
С уменьшением потребительского интереса к паркингам столкнулись проекты в большинстве «старомосковских» округов. Так, на востоке показатели упали почти в четыре раза, в ЦАО – более чем вдвое, в САО – почти что вдвое. Рост количества сделок выявлен лишь на северо-западе (плюс
33,9% в годовом выражении) и юго-западе (плюс 64,6% в годовом выражении). В ЮВАО значения остались в целом те же, что и год назад. Это привело к перераспределению удельных значений в общей структуре сделок. Представительство СЗАО, который выдвинулся на первое место, расширилось в полтора раза – с 12,0 до 21,0 процентного пункта. Ощутимо прибавил ЮВАО – плюс 3,3 процентного пункта. Доли САО и ЗАО, напротив, подверглись редукции (на 5,4 и 3,9 процентного пункта соответственно). Удельный вес ЮАО и СВАО остался в прежних рамках.
По количеству реализованных машино-мест лидируют те же девелоперы, что занимают верхние строчки в рейтинге продаж жилой недвижимости – ГК «ПИК» (2,1 тыс. ДДУ) и «Дострой» (1,5 тыс. ДДУ). Но здесь дистанция между ними намного меньше. Если в статистике ПИКа на 10 проданных мест в паркинге приходится 65 квартир и апартаментов, то в случае «Донстроя» пропорция выглядит совершенно иначе – 10 к 13. Третья строчка – вполне ожидаемо – досталась MR Group. В пяти ее новостройках будущие жильцы разобрали свыше 500 машино-мест. Более 300 продаж на счету таких крупных застройщиков как, «Инград» и ГК «Гранель». Вторую пятерку образуют Tekta Group, Группа «Эталон», ГК «Пионер», Группа «ЛСР» и компания «Интеко». В сумме десять ведущих продавцов аккумулировали почти три четверти всего спроса на парковочные лоты.
Важной тенденцией этого сезона стало увеличение доли машино-мест, купленных на заемные средства, – с 6,9% до 9,5%. Чаще всего покупатели обращаются к услугам «Банка Дом.рф» (35,4% ипотечных договоров в границах выборки), Сбербанка (28,5%) и ВТБ (17,0%). Важным «нишевым» игроком выступает «Росбанк» с долей в 7,1%. На последнюю вакансию в топ-5 претендуют РСХБ (2,8%) и «Абсолют Банк» (2,7%).
«Рынок машино-мест – во многом автономная система, которая далеко не всегда по своим показателям коррелирует с результатами сделок в жилищной сфере. Однако в этом году статистика весьма показательна. Следует обратить внимание, что пропорции изменились в крайних сегментах – масс-маркете и люксовой недвижимости. Аудитория первого явно не готова тратить ресурсы на покупку таких «необязательных» объектов, как машино-места, откладывая этот шаг на более отдаленные и, возможно, более благополучные времена. Состоятельные клиенты закономерно уменьшают свое присутствие на московском рынке, переориентируясь на Дубай или Турцию. В этой ситуации приобретение дополнительных мест в паркинге для них не имеет смысла», – объясняет генеральный директор Urban Awards Ольга Хасанова.